3. Время войн и надежд (первая четверть XIX в.) 1 Страница, 2 Страница, 3 Страница
В сентябре 1812 г. в Кетск пришло известие о решении Святейшего синода передать полтора миллиона рублей, вырученных от продажи свечей, для "для составления новых сил", должных дать отпор неприятелю. Синод призывал всех церковнослужителей собирать пожертвования деньгами, золотыми и серебряными вещами. Кроме того, предписывалось все золотые и серебряные вещи в храмах, "без церковного употребления лежащие", также передавать в этот создаваемый всенародно фонд для отпора врагу.
Конечно, такое сплочение против неприятеля не могло не принести свои плоды. И впоследствии наши земляки с удовлетворением слушали читаемый кетским священником манифест Александра I по поводу русской победы. А после прочтения было "отправлено торжественное молебствие", и целый день над колпашевской землей плыл колокольный звон.
Также в сентябре 1814 г. на берегах Кети было встречено и известие о подписании мира между Россией и Францией. Правда, оно пришло лишь спустя 3 с лишним месяца после важного события, но радости кетским поселенцам не убавило: каждый чувствовал свою причастность к победе в войне, напоминанием о которой в церкви остались кружки для пожертвований.
А в кружках - деньги прихожан, пожертвованные "для братии, из мест разных неприятелем изгнанных", т.е. для людей, пострадавших от нашествия наполеоновских войск и оставшихся без крова и пропитания. Кружки пополнялись быстро. Знать, не зря старался кетский батюшка, внушая своим прихожанам мысли о богоугодности добровольных подношений на святое дело. Кстати сказать, сбор пожертвований в пользу мест, разоренных неприятелем, прекратился в Кетске лишь в августе 1821 г. Но церковные кружки остались на местах, теперь богомольцы жертвовали в них на всспоможение разоренным жителям от разных случаев".
Кто же с добрым сердцем и благими намерениями1 нес свои деньги в церковь? К счастью, история сохранила их имена, которые, несмотря на многочисленность, заслужили своего упоминания на этих страницах.
По Кетской церкви: крестьяне Иван, Николай, Яков и Василий Пановы, Андрей Родюков, Герасим и Иван Типсины, Михаил, Василий и Иван Ларионовы, Семен Прозоров, Василий Антропов, Николай Мунголин, Александр Соснин, Василий Мурзин, Медведев; ясашный инородец Василий Ермолин; священник иерей Петр Заводовский; пономарь Василий Кайдалов; поповская вдова Ксения Попова; отставной солдат Захар Панов; купцы Петр и Алексей Родюковы; мещане Емельян Родюков да Павел Герасимов.
По Тогурской церкви: крестьяне Максим, Михаил и Яков Анисимовы, Яков Устинов, Степан Родюков, Василий и Семен Трифоновы, Борис, Макар и Василий Волковы, Иван и Антипа Колесниковы, Петр Жданов, Варфоломей Стариков, Петр и Федор Пановы, Андрей и Петр Медведевы, Захар Терентьев; крестьянская дочь Авдотья Анисимова; ясашные Федор Леонтьев, Филипп' Пычков, Герасим Мозотов; поп Василий Ушаков; пономарь Яков Кайдалов; мещанин Николай Агеев.
По Инкинской церкви: крестьяне Павел, Ларион и Семен Пановы, Степан и Иван Коноваловы, Павел и Пар-фентий Сопыряевы; поселенец Александр Соснин; пономарь Иван Коченгин; ясашные Семен, Петр, Прокопий и Степан Сагандуковы, Харитон и Ерофей Сычины, Иви-дины; мещане Федор Агеев, Емельян Батурин, Василий Хорошев.
Перв. четв. XIX в. заканчивалась для кетчан тремя запоминающимися событиями: отменой рекрутчины, прибы-тием в Кетскую волость большой партии поселенцев в кон. 1824 г. да спустя год - известием о вступлении на престол нового императора Николая I.
3 августа 1822 г. вышло повеление, в котором говорилось, что для "споспешествования успехам в населении Сибирского края и облегчения способов к достижению цели, для которой в отдаленных краях России среди кочующих народов устраиваются селения с немалыми издержками и долголетними попечениями правительства, повелено: русских обывателей Якутской области, Охотска, Камчатки и уездов: Киренского, Туруханского, Нарымского (выделено мною. - Ю.Р.) и Березовского освободить от исправления рекрутской повинности как натурой, так и деньгами".
Кетские мужики и бабы готовы были в ноги царю падать за такую милость, а еще более - М.М. Сперанскому. О последнем, опережая его и растягиваясь позади, как шлейф от кометы, неслась добрая и не затухающая с годами молва. Еще в 1944-1945 гг. фольклористы записали в Колпашевском р-не народное предание о том, как много лет назад в Нарымский край приезжал губернатор Сибири М.М. Сперанский. Говорят, что посещал он и с. Кол-пашево, откуда направился в Тогур. Мужики, стремясь угодить ему, бросились разбирать поскотину, чтобы барин смог спокойно пройти. Однако Сперанский оказался проворнее и предупредил их действия. И, задумчиво глядя на тайгу, окружавшую возделанные неимоверным трудом пашни, подивился трудолюбию местных крестьян. Понял, как трудно им приходится бороться с суровой природой; увидел, что одним женщинам, без мужчин, жить здесь невозможно. В Тогуре М.М. Сперанский велел волостному старшине собрать местных жителей. Собрали. Кто в лаптях пришел, кто - в одежде из медвежьих шкур. Посмотрел на них Сперанский и сказал: "В Москве нищие ходят лучше, чем люди в Нарыме!" Потом продолжил: "Молите Бога за Сперанского. Больше отсюда на военную службу брать не будут".
Конечно, нужно с улыбкой и недоверием относиться к этой народной молве, фольклор есть фольклор. Но Нарымский край с тех пор от рекрутских наборов был освобожден.
Еще одно важное событие, произошедшее в 1824 г., - водворение в Кетскую волость большой группы поселенцев. Вот их список, составленный волостным головой Родиковым. В Кетскую волость были направлены люди, способные к сельским работам. Здесь не устраивали казенных поселений, а новоприезжих приселяли к уже существовавшим деревням: Отяевой, Кетскому, Моховой, Курейской, Пановой, Комаровой, Сысолиной.
Поселенцев, привезенных в Кетскую волость, облагали казенными податями, но освобождали от земских и волостных повинностей. За недоимку их отдавали в работу к сторожилам. Поселенцы обязаны были водвориться, т.е. влиться в крестьянский люд не далее чем в течение 5 лет, а до того срока оставались под строгим надзором властей. Если ссыльный за этот срок обзаводился хозяйством, т.е. мог прокормить себя и нести повинности, то он поступал в разряд государственных крестьян с 3-летней льготой от податей и переходил под обыкновенный земский надзор.
Что же касается обзаведения семьей, то поселенцам для вступления в брак препятствий не чинили, а даже поощряли жениться на "непристутшицах", т.е. на старожилках.
Кетских поселенцев привезли в год наиболее массового наплыва ссыльных в Сибирь: в 1824 г. их прибыло более 12 тыс. чел. вместо 3-4 тыс. ежегодно до того. В этот год от недостатка надзора и средств пропитания по всей Сибири усилились побеги. И поэтому кетские поселенцы не могли не принести в эти края некоторый "бунташный" дух.
В феврале 1826 г. в Кетскую Троицкую церковь пришло письмо из Нарымского духовного правления от благочинного иерея Евстафия Кондакова с известием о кончине Александра I и о принятии российского престола его братом Николаем Павловичем.
В письме предписывалось, чтобы в первый же воскресный день "при собрании народа" был прочитан по этому случаю манифест, присланный вместе с письмом.
Всякое передумали кетчане о новом престолонаследнике, а теперь уже - императоре. Надеялись, что наконец-таки дарует он народу заслуженные (особенно после Отечественной войны 1812 г.) свободы. Не верилось, что ничего с приходом нового императора не изменится. И не настораживало даже выслушанное в манифесте слово Николая I: "Да будет царствование наше токмо продолжением царствования его", т.е. Александра I, так и не отме-нившего крепостного права.
А спустя полгода в Кетскую волость доставили царский указ, поставивший крест на напрасных надеждах. Из него кетчане узнали, что слухи об освобождении казенных крестьян, а именно к этой категории относились тогда наши земляки, от платежных податей, а помещичьих крестьян - от повиновения их господам - слухи ложные;
"А так как и до'нас уже прямо доходили... просьбы поселян, писанные на основании вышеуказанных слухов, предупреждал далее Николай I, - то для прекращения сего зла и сохранения тишины и порядка мы повелеваем сочинителей или писателей таковых просьб, яко возмутителей общего спокойствия, предавать суду и наказанию по всей строгости законов".
Время ожиданий закончилось, во всяком случае на период царствования нового императора. А до следующего самодержца - только Бог ведает, сколько еще ждать.
3. Время войн и надежд (первая четверть XIX в.) 1 Страница, 2 Страница, 3 Страница
Далее о истории Колпашева
Автор: Ю. К. Рассамахин
По материалам сборника научно-популярных очерков "Земля Колпашевская", 2000 год.