Устройство и механизм переключения КПП ВАЗ 1111, 11113
Коробка передач: 1 - ведомая шестерня главной передачи; 2 - регулировочное кольцо; 3 - подшипник дифференциала; 4 - ведомая шестерня I передачи; 5 - синхронизатор I и II передач; 6 - ведомая шестерня II передачи; 7 - упорное кольцо; 8 - ведомая шестерня III передачи; 9 - синхронизатор III и IV передач; 10 - игольчатый подшипник; 11 - ведомая шестерня IV передачи; 12 - шариковый подшипник вторичного вала; 13 - вторичный вал; 14 - первичный вал; 15 - шариковый подшипник первичного вала; 16- картер коробки передач; 17 - роликовый подшипник первичного вала; 18 - вилка выключения сцепления; 19 - подшипник выключения сцепления (выжимной подшипник); 20 - направляющая втулка муфты выключения сцепления; 21 - маслосборник; 22 - роликовый подшипник вторичного вала; 23 - ведущая шестерня привода сцепления; 24 - опорная шайба шестерни полуоси; 25 - шестерня полуоси; 26 - картер сцепления; 27 - сателлит; 28 - ось сателлитов; 29 - коробка дифференциала.
Привод переключения передач: 1 - картер коробки передач; 2 - фиксатор; 3 - рычаг механизма выбора передач; 4 - картер сцепления; 5 - рычаг штока выбора передач; 6 - шток выбора передач; 7 - сальник штока; 8 - защитный чехол; 9 - шарнир; 10- хомут; 11 - защитный чехол тяги; 12 - тяга привода переключения передач; 13 - рычаг переключения передач; 14 - реактивная тяга; 15 - шаровая опора рычага переключения передач.
Коробка передач - механическая, двух-вальная, с четырьмя передачами переднего хода и одной - заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Главная передача и дифференциал расположены в коробке передач.
Коробка передач крепится болтами к двигателю, образуя с ним единый жесткий блок (силовой агрегат), закрепленный на подрамнике в моторном отсеке. Левая продольная труба подрамника - съемная (крепится болтами), благодаря этому коробку передач можно снять с автомобиля без демонтажа двигателя и подрамника.
Управление коробкой передач - напольным рычагом в салоне автомобиля. Чтобы продольные перемещения силового агрегата, неизбежно возникающие при движении, не отражались на управлении коробкой передач, в приводе управления коробкой имеется реактивная тяга. Одним концом она через сайлент-блок связана с силовым агрегатом, а другим может перемещаться в продольном направлении во втулке, закрепленной снизу на кузове вблизи рычага переключения передач. Шаровая опора рычага переключения передач прикреплена к реактивной тяге, таким образом рычаг не связан с кузовом.
Корпус коробки передач состоит из трех частей (отлитых из алюминиевого сплава): картера сцепления, картера коробки передач и крышки. В гнезде картера коробки передач находится специальный магнит, задерживающий металлические продукты износа. Для улучшения теплоотвода поверхность картера оребрена.
Первичный вал выполнен как блок ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Шестерни вторичного вала вращаются на игольчатых подшипниках. На вторичном валу также расположены два блока синхронизаторов: 1-11 и III-IV передач переднего хода. Шестерни - цилиндрические, косозубые, постоянною зацепления, за исключением прхмозубои шестерни заднею хода. На каждой шестерне имеется дополнительныи прямозубый венец, с которым соединяется скользящая муфта синхронизатора при включении передачи. Скользящая муфта синхронизатора I и II передач отличается от другой муфты наружным венцом для включения передачи заднего хода.
Промежуточная шестерня заднего хода при включении передачи заднего хода соединяет между собой шестерню первичного вала и зубчатый венец муфты синхронизатора I и II передач, из-за чего вторичный вал вращается в обратную сторону. Передние подшипники валов коробки передач (обращенные к двигателю) - роликовые, задние - шариковые.
Дифференциал - конический, двух-сателлитный - сателлиты установлены на оси, которая стопорится в коробке дифференциала. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала (при установке - 0,25 мм, в эксплуатации - 0,15-0,35 мм) регулируется подбором толщины кольца, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала. К фланцу коробки дифференциала крепится болтами ведомая шестерня главной передачи. На коробку дифференциала напрессована пластмассовая шестерня привода спидометра, вращающая ведомую шестерню, расположенную на валу привода спидометра.
Привод управления коробкой состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги, шарнира, штока выбора передач и механизмов выбора и переключения передач. На винты крепления тяги и рычага к штоку выбора передач перед сборкой наносят клей для резьб ТБ-1324. В шаровую опору перед сборкой закладывают смазку ЛСЦ-15 (Литол-24).
В резьбовом отверстии внутреннего конца штока закреплен рычаг. В его гнездо входит двуплечий рычаг механизма выбора передач, качающийся на оси. Ось закреплена болтом в корпусе механизма выбора передач. В ступице рычага находится шариковый фиксатор, а на оси - выемка под шарик. Пружины, расположенные на оси по обе стороны рычага, обеспечивают ему положение "нейтраль" между III и IV передачами.
В коробку передач на заводе заливают масло ТМ-5-9п, рассчитанное на 75000 км пробега. Оно не поступает в розничную продажу, поэтому при замене допустимо использовать масла классов вязкости по SAE от 75W-80 до 80W-85 и классом эксплуатационных свойств по API GL-4 или GL-5. Уровень масла должен находиться между контрольными отметками на щупе.
Коробка передач сообщается с атмосферой через сапун, расположенный в ее верхней части. Чтобы исключить попадание воды внутрь коробки передач при преодолении глубоких луж, можно удлинить сапун трубкой или шлангом, выведя его в верхнюю часть моторнош отсека, возле корпуса воздушною фильтра.