2. Время войн и надежд (первая четверть XIX в.) 1 Страница, 2 Страница, 3 Страница
А известия, приходящие из столицы в Кетск, были тревожные. Отец Василий читал своим прихожанам письма от Святейшего синода (1806-1807 гг.) о "неистовом враге мира и благословенной тишины Наполеоне Бонапарте, самовластно присвоившем себе царственный венец Франции" и "в исступлении злобы угрожавшем... России вступлением в ее пределы". Синод припоминал, что Наполеон отошел от христианской веры "еще во времена народного возмущения, свирепствовавшего во Франции во время Богопротивной революции".
Правда, дошли до Кетска вроде бы успокаивающие известия о заключении мира между Россией и Францией (Тильзитский мир 1807 г.), о заключении мира между Россией и Швецией (1809 г.), о победе, одержанной над ту-
редкой армией (1809 г.). Эти новости объявлялись принародно и после литургии "отправлялись благодарственные Господу Богу молебствия".
Но тревога, вызываемая мощью Наполеона, была велика. И известие, пришедшее в Кетск 24 августа 1812 г., не было уж вовсе неожиданным. Манифест, подписанный Александром I 6 июля 1812 г. "в лагере близ Полоцка", огласили сразу же в день получения. В нем говорилось: "Неприятель вступил в пределы наши и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясть спокойствие Великой сей Державы. Он положил в уме своем злобное намерение разрушить славу ея и благоденствие. С лукавством в сердце и лестию в устах несет он вечныя для ней цепи и оковы. Мы призываем на помощь Бога, поставляем в преграду ему войска наши, ки-пящия мужеством попрать, опрокинуть его, и то, что останется не истребленного, согнать с лица земли нашей. Мы полагаем на силу и крепость их твердую надежду; но не можем и не должны скрывать от верных наших подданных, что собранные им разнодержавные силы велики, и что отважность его требует неусыпного против нее бодрствования. Сего ради при всей твердой надежде на храброе наше воинство полагаем мы за необходимое собрать внутри Государства новыя силы, которыя, нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой, и в защиту домов, жен и детей каждого и всех.
...Ныне взываем ко всем нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским, приглашая их вместе с нами единодушно и общим возстани-ем содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет он на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам. Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Па-лицына, в каждом гражданине Минина... Народ Руской! Храброе потомство храбрых славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров; со-единитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческия вас не одолеют...".Вслед за императорским манифестом было прочитано обращение "ко всем благоверным чадам Российской церкви" от Святейшего синода. Вот выдержка из этого обращения: "С того времени, как ослепленный мечтою вольности народ французский испровергнул престол едино державия и алтари христианские, мстящая рука Господня распростерлась над ним... Ныне... властолюбивый, ненасытимый, не хранящий клятв, не уважающий алтарей враг, дыша столь же ядовитою местью, сколько лютою злобою, покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим, и на благолепие храмов Божиих еще издалеча простирает хищную руку.
Сего ради взываем к вам, чада Церкви и Отечества! Приимите оружие и щит, да сохраните верность, и охраните веру отцов наших... Не щадите временного живота вашего... не дорожите никакою собственностью, кроме веры и Отечества...
Церковь... не перестанет... вопиять к Господу о венцах победных для доблестных подвижников и о благах нетленных для тех, которые душу свою положат за братию свою. Да будет, как было всегда, и утверждением, и воинственным знамением Россиян, сие пророческое слово: в Бозе спасение и слава!"
Старожилы слушали кетского священника внимательно. Воспринимали бедствие всем сердцем. Знали, что там, на полях сражений дерутся и их земляки, увезенные служить по рекрутским наборам.
И хотя рекрутчина была для кетского мужика делом нежелательным и от нее всячески уклонялись, но сейчас не с жалостью, а с уважением и даже с некоторой завистью поглядывали на земляков, чьи семьи опалила война.
У нас нет именных списков жителей Кетской волости, воевавших в Отечественной войне 1812 г. Но известно, что по рекрутскому' набору 1799 г. из Нарымского края, в том числе и из Кетской волости, увезли 13 чел. В 1802 г. крестьяне Кетской волости сдавали деньги на снаряжение и содержание своих 4 рекрутов; в том же году они собирали деньги на доставку от уезда до Тобольска еще 10 земляков-рекрутов. В 1810 г. Кетская волость поставила армии 12 чел., в том числе колпашевцев Константина Волкова, Трофима Жданова, Петра Терентьева и Андрея Благинина. Если учесть 25-летний срок службы в то время, то можно с уверенностью говорить об их участии в войне 1812 г. Ту войну совершенно справедливо назвали Отечественной. Весь народ поднялся на защиту Отечества. И каждый вносил свою лепту: одни в боях живота своего не щадили, другие собирали деньги, вещи, драгоценности для поддержки армии. В последнем преуспела Русская Православная церковь.
2. Время войн и надежд (первая четверть XIX в.) 1 Страница, 2 Страница, 3 Страница
продолжение статьи
Далее о истории Колпашева
Автор: Ю. К. Рассамахин
По материалам сборника научно-популярных очерков "Земля Колпашевская", 2000 год.