На раздоре
В 1611 г. тобольский воевода князь Иван Катырев-Ростовский предписывал нарымскому воеводе Мирону Хлопову "...поставити город или острог на Кетском устье, на раздоре... на левой стороне Оби и Кецкого устья... а место угоже и крепко, и рыбно, и пашенка невелика есть, и лугов много; а где стояти городу... то место высоко, большая вода не поймает".
Такое решение воевода принял после того, как в Москве в приказе Казанского дворца, ведавшего в то время делами Сибири, атаман Тугарин Федоров и служилый казак Первуша Колпашник, хорошо знавшие эти края, предложили новое удобное место для города.
Сопоставив приведенный выше исторический документ, датируемый 1611 г., имя Первуши Колпашника, искавшего здесь место для поселения, с наименованием города Колпашева, мы без труда можем подсчитать, сколько Колпашеву лет. Подсчитаем - и ошибемся! Более чем на полвека. И дело здесь вовсе не в арифметике, а в ошибочности версии, будто этот документ свидетельствует об основании Колпашева.
Краеведов, занимающихся колпашевской историей, почему-то не насторожил другой исторический документ - отписка кетского воеводы Григория Елизарова тобольскому воеводе, в которой сказано: "И на Москве, господине, в приказе Казанского дворца сказывали в роспросе сургуцкие служилые люди атаман Тугарин Федоров да казаки Первуша Колпашник с товарищи ложно... На Тогур-ском устье места... непогожие, низко, вода поймает".
Кто же лгал? Первуша Колпашник доказывал, что место высокое, а Григорий Елизаров низкое, "вода поймает". Как это ни парадоксально, но они оба говорили правду!
Чтобы понять это, есть смысл заглянуть в толковый словарь В. Даля. Раздор, на котором планировалось ставить острог или город, не что иное, как "разречье, разделение реки на рукава, на потоки...". То есть раздор - это место, где коричневые кетские воды сливаются с бледно-желтыми водами Оби. Кто проезжал по воде из Оби в Кеть или наоборот, наверняка обращал внимание на довольно четкую границу меж двух рек - раздор.
Но самое интересное заключается в том, что раздор не стоит на месте. Он "гуляет". Эту особенность Обь-Кетского раздора очень подробно описал, к примеру, Р. Ильин, вдоль и поперек изъездивший его в 1929 г. на обласке. Он отмечал, что обская вода в Тогурской протоке, соединяющей 2 реки, до половины лета прижимает кетскую воду к Тогуру, к коренной террасе. Когда же к концу лета вода в Оби убывает, то по той же Тогурской протоке раздор передвигается вплотную к Оби, к низине.
Отыскивая раздор во второй половине лета, Григорий Елизаров, естественно, нашел его в "непогожем низком месте", т.е. в месте слияния Тогурской протоки с Обью. Это сейчас район Песков, за Колпашевским речным портом.
Первуша Колпашник, вероятнее всего, увидел раздор в первой половине лета. И не с высокого колпашевского берега, на котором ныне стоит город и где раздора никогда не было, а с берега тогурского, тоже высокого, где сейчас стоит церковь.
Так что место, которое предлагал Первуша Колпашник для нового острога, находилось не там, где сейчас' стоит Колпашево, а там, где расположен Тогур! Да и вряд ли Колпашник, предлагая вместо Нарымского и Кетского острогов построить один, мог выбрать для него место в стороне от главной дороги на восток - от р. Кети. Тем более, что острог в то время должен был выполнять роль таможенной заставы.
Итак, в 1611 г. Первуша Колпашник выбрал не то место, где теперь стоит г.Колпашево. Выходит, что и отношения к названию города он не имеет, а Колпашевым надо бы именовать Тогур?
Представляется, что нет. Своим именем город обязан все же Первуше. Такое предположение вполне обосновано тем, что "сургуцкий служилый человек" Первуша Кол-пашник посылался на службу из Сургутск$ро острога в Нарымский и Кетский "годовалъщиком". Об этом свидетельствует отписка тобольского воеводы Катырева-Ростов-ского нарымскому воеводе Мирону Хлопову и отписки кетского воеводы - воеводам сургутским.
Скорее всего, Первуша Колпашник, посланный в Кетский острог на год, остался в нем навсегда, обзавелся семьей. Колпашниковы дети, как это часто случалось у служилых людей, заменили впоследствии на службе своего отца и сами стали служилыми. Именно так мог пойти в Кетском остроге род Колпашниковых.
Ну, а из Кетского острога Колпашниковы, скорее всего, переселились на то место, где сейчас и расположен город. Когда и каким образом это произошло, отвечает историк Н.Ф. Емельянов. Работая с документами Центрального государственного архива древних актов, он по переписям населения Кетского уезда 1710 и 1720 гг. установил, что в деревне на Оби, где жили служилые люди Колпашниковы, насчитывалось 3 двора, а время ее основания от-носится к 1670-м гг. (как, кстати, и д. Тогурской).
По какой причине Колпашниковы из Кетского острога переселились ближе к Оби? По той же, что и другие служилые люди, расселявшиеся по заимкам и ставшие основателями большинства сел и деревень Нарымского края. В своей работе "Заселение русскими Среднего Приобья в феодальную эпоху" Н.Ф. Емельянов пишет, что "жители края - служилые люди, церковнослужители и администрация - жили за счет денежного, хлебного и соляного жалованья, которое присылалось из Европейской России, а потом из Тобольска. Доставка жалованья проводилась ежегодно и обходилась очень дорого, путь был длинным и долгим. В пути дощаники погибали и замерзали с наступлением зимы.
В связи с этим недоплаты жалованья служилым людям случались часто, поэтому проблема снабжения населения хлебом с первых дней пребывания русских стала трудно" разрешимой. Но постепенно в уезде складывались условия, которые позволили перейти к частичному обеспечению населения хлебом, производимым на месте. Администрация уезда пыталась решить проблему снабжения уезда хлебом путем развития земледелия среди служилых людей".
И если до сер. XVII в. пахали землю под стенами острога, то во втор. пол. XVII в. начали осваивать более дальние участки. Большая часть детей и внуков служилых людей становились земледельцами. А в 1724 г. Петр I провел реформу, согласно которой все занятые в земледелии служилые люди и их потомки переводились в сословие государственных крестьян. Такая участь постигла и Колпашниковых, основавших город Колпашево.
Далее о истории Колпашева
Автор: Ю. К. Рассамахин
По материалам сборника научно-популярных очерков "Земля Колпашевская", 2000 год.